суббота, 9 февраля 2013 г.

как доехать до монастырской балки курск

Прошли столетия. Исчезли бесследно архивы монастыря, касающиеся его древнего прошлого: частично погибли в тех житейских бурях, которые проносились над этой обителью, частично рассеяны по другим городам. В памяти народной постепенно стерлись воспоминания о прошлом монастыря, его предания и легенды, идущие из глубины веков. И что помнилось еще в XVIII XIX веках прочно забыто нынешним поколением. Особенно «преуспел» в этом отношении XX век, когда из сознания людей старательно вытеснялось всяческое представление о культурном и историческом прошлом России, в особенности все, что было связано с церковью, с монастырями. Прервалась связь времен, связь поколений. И сейчас даже из местных жителей мало кто знает историю своего монастыря.

К новому монастырю потянулся народ, монахи и «мирская чадь», хлебопашцы и «древодели». В скором времени была возведена церковь, поставлены кельи и срублена деревянная крепость, простоявшая несколько веков. Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к Москве, под его стенами были и отряды татаро-монгол, и войска польско-литовских интервентов в период Смутного времени.

Узнав о его приезде, Федор и Павел направились в , надеясь при поддержке Сергия получить согласие ростовского князя Константина Васильевича на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити». Князь дал разрешение на основание монастыря, а Сергий, самолично прибыв на место, указал, где его строить. Место это было выбрано не случайно. В окружении дремучих лесов, расположенный на возвышенности, защищенный с трех сторон рекой, этот монастырь стал серьезным оборонительным сооружением на дальних подступах к Москве. Здесь пролегал очень важный в стратегическом и торговом отношении путь из Каргополя, из Белоозера к столице русского государства.

Сведения об основании монастыря скупы. Письменные источники свидетельствуют, что во времена «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году по церковным и политическим делам (возможно, как отмечалось в старых описаниях монастыря, «для водворения мира между ростовскими князьями») в Ростов прибыл известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Лучше многих других осознав необходимость единения сил для борьбы с завоевателями, Сергий неоднократно выполнял дипломатические миссии с целью подчинения русских княжеств единому центру (известны его поездки в Нижний Новгород и Рязань), он же всемерно содействовал основанию монастырей-крепостей на северо-востоке страны.

Однако монастырь стал таким не сразу Начинался он, как и многие древнерусские обители, с деревянной кельи и небольшой деревянной церкви во имя И произошло это шесть с половиной столетий тому назад. В то время, в середине XIV века, Московская Русь напрягала свои силы в титанической подготовке к предстоящей решительной схватке с Золотой Ордой. Почти полтора столетия тяжелым бременем висело над Русью иго татарщины, истощая ее людские и материальные ресурсы. Наконец, при преемниках , в десятилетия, когда могла уже откупиться от татар или с помощью дипломатии обеспечить своему народу относительно спокойную жизнь, выросло поколение людей, в сердцах которых уже не было того страха перед завоевателями, что сопутствовал жизни нескольких поколений их предшественников. Народ готов был постоять за свою свободу. Москва исподволь, с железной последовательностью стала объединять разрозненные мелкие княжества, расширять свои владения, в том числе и за счет колонизации новых земель. Проводниками этой политики стали монастыри, возникавшие в глухих, малодоступных для ордынцев северных лесах. Монастырская колонизация сопровождалась крестьянской, что повлияло на резкое увеличение производительных сил княжества. Новые места влекли крестьян свободой, удаленностью от мест постоянных татарских набегов и лютой неволи, отсутствием, на первых порах, крепостнического гнета. Монастыри были опорными хозяйственными и военными пунктами не только церкви, но и государства, в них оно ковало духовное и материальное оружие для предстоящей борьбы. Между 1340 и 1440 годами, таким образом, к северо-востоку от Москвы возникло более 150 монастырей и среди них Борисоглебский «что на Устье», как он именовался встарь.

Сретенская надвратная церковь Борисоглебского монастыря.

На территорию монастыря можно пройти под двумя надвратными церквами: Сретенской с севера и Сергиевской с юга. Отсюда, от Сергиевской церкви, хорошо просматриваются почти все сооружения монастыря. Их немного, но они замечательны своей древностью, красотой пропорций и внешних форм, изяществом декоративной обработки фасадов, что придает, в общем, неповторимый облик всему ансамблю.

Сретенская надвратная церковь Борисоглебского монастыря.

Но наиболее сильное впечатление монастырь производит с близкого расстояния. Его внешний облик по мере обхода вокруг ансамбля разительно меняется. Западный, и особенно восточный фасады монастыря это могучая крепость: поражают воображение суровая простота и неприступность стен и башен, они подавляют своей мощью и поражают колоссальным объемом работы, которую строители проделали при их возведении. Южный же и северный фасады, при наличии всех атрибутов крепостного сооружения, завораживают нас красотой и богатством декора, каменного «узорочья» надвратных церквей, галерей и даже башен.

Поселок Борисоглебский, небольшой районный центр Ярославской области, раскинулся среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье в 18 километрах к северу от В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость Борисоглебский. За рекой со всех сторон подступают к поселку сосновые боры, частично закрывая собою монастырские строения. И только с севера, с расстояния полутора-двух километров, полностью открывается взору панорама всего ансамбля с его многочисленными островерхими шатровыми башнями и церковными маковицами, которые компактной группой возвышаются над поселком.

Как проехать к Борисоглебскому монастырю: от Ростова Великого по шоссе Ростов - Углич или автобусом с автовокзала г. Ростова о остановки п. Борисоглебский.

Музей - Борисоглебский филиал ГМЗ «Ростовский Кремль» - работает ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января.

Телефон музея на территории Борисоглебского монастыря: (48539) 2-11-84.

Телефон Борисоглебского монастыря: (48539) 2-19-00.

Адрес Борисоглебского монастыря: Ярославская область, Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, Советская пл., д. 10

Борисоглебский мужской монастырь.

Рассказ о в 2009 году.

, расположенная на территории древнего Ростовского кремля в Ростове Великом.

Истории монастырей

Истории монастырей. Борисоглебский мужской монастырь в поселке Борисоглебском

Комментариев нет:

Отправить комментарий